«Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач общества. Последние десятилетия мы живем в условиях нестабильности, жесточайшего расслоения масс. Столь резкая дифференцированность общества ведет к социальной незащищенности людей, снижению нравственного уровня, усилению социальной и межнациональной напряженности в государстве, что оказывает негативное влияние на детей и молодежь, способствуя формированию у них неизменных, антидуховных личностных качеств. Такие личностные качества как совесть, долг, честь, добронравие, добролюбие, достоинство не могут пробудиться в человеке, если он станет богаче и социально защищеннее. Их нужно воспитывать с рождения в любом обществе, при любых социально-экономических условиях. 

В процессе своей педагогической деятельности педагоги сталкиваются с недостаточной сформированностью гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста, которые выступают важным компонентом мировоззренческих основ дошкольников. 

Наиболее продуктивными в решении поставленных задач в работе над опытом является этическая беседа. Произведения художественной литературы высоконравственного содержания являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Рассказы, а особенно сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. 

Старшим дошкольникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: «Если ты увидел, что взрослый что-то уронил? Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? Если к тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе?» Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения. От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации. Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Целесообразно обсуждать ситуации положительного содержания. Например: «Как мы вместе трудились на участке», «Как помогали малышам», «Как нас выручил Миша», «Вера – моя помощница», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д. Воспитатель так направляет суждения детей (с помощью наводящих вопросов), чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка, что значить хорошо, дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т.д.); что, значит, проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь); что, значит, проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли и т.д.); что значит поступить по-товарищески (проявлять заботливое отношение друг к другу, умение прийти на помощь, поделиться, заступиться) и т.д. Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической проблемы. Нравственное сознание — основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа - лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения. В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи: научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства; способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам; формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); учить соблюдать нравственные нормы поведения. Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог. Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста. К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями: умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации; умеют оценивать свои поступки и поступки других людей; правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности; могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя; при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой); объясняют смысл знакомых пословиц; могут сочинить рассказ или сказку по аналогии. 

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по систематизации и углублению. Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога