КАРТОТЕКА БЕСЕД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА: «ЗНАКОМИМСЯ СО СВОИМ ОРГАНИЗМОМ».

 

Задачи: закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.

Ход беседы.

Воспитатель: сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать одним словом? (Люди).  А одного из нас? (Человек). Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Давайте подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга. Воспитатель показывает картинки с изображениями девочек и мальчиков. Дети рассматривают сначала картинки, а затем – девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах. Воспитатель показывает плакат с изображением внутреннего строения человека.

Воспитатель: мы с вами уже говорили о том, что есть внутри нас, благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. Какой орган в организме самый главный? (Сердце.) Правильно, его еще называют мотором организма. Дети показывают сердце на плакате; сжимают кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце. Дети понимают, что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее.

Воспитатель: благодаря каким органам мы дышим? (Легким). Дети находят легкие на плакате, рассматривают их. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие. Воспитатель: Какие органы вы еще знаете? Дети рассказывают о желудке, кишечнике, мозге и других органах, находят их на плакате. Воспитатель уточняет и расширяет знания.

Воспитатель: нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему это знание? Дети рассказывают, педагог дополняет и уточняет. Вместе выясняют, что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье.

Воспитатель: а как мы с вами можем заботиться о своем здоровье? Дети рассказывают. Далее обсуждаются ситуации, неблагоприятные для здоровья, - долгое сидение у телевизора или компьютера, малая подвижность и т.п. педагог поясняет детям: если с детства они будут заботиться о своем здоровье, то обязательно вырастут крепкими, сильными и смогут заниматься любимым делом.

 

ТЕМА: «МЫ СТРЕМИМСЯ ИМЕТЬ ЗДОРОВЫЕ ГЛАЗА»

 

Программное содержание: раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Закрепить знание о строении глаза, роль витаминов и нетрадиционных методов оздоровления в улучшении зрения. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

Ход беседы.

Воспитатель: сегодня мы продолжим экскурсию в страну "Познай себя". Прослушайте загадку, и постарайтесь догадаться, о чем мы будем говорить: «Живет мой брат за горой, не встретится со мной?» ...(Глаза).

 Закройте глаза, что вы видите? Почему вы ничего не видите? Откройте глаза, что вы видите? Чем вы видите?

Итак, глаза для того, чтобы смотреть, видеть, различать предметы, их цвет, размер, величину. Глаза помогают действовать, мыслить, через Глаза идет сигнал в мозг, в мозге зарождается мысль, фантазия. Давайте на минуту, и мы станем фантазерами. Перед вами нарисованные предметы, дорисуйте, что вы себе воображаете. (Работа детей)

Посмотрите на схему, как выглядит наш глаз. Внутри глаза находится маленький кружочек - это зрачок. Зрачок всегда черного цвета. Большой круг вокруг зрачка - радужка, она разного цвета. Закройте и откройте глаза, вы их закрыли и открыли веками. Края глаз покрыты ресницами. Как вы думаете, для чего вам брови, веки, ресницы? Наши глаза все видят, все воспринимают и переживают.

 По глазам можно узнать расположение духа человека - печальный, веселый, поэтому говорят: №»Глаза - зеркало души». Художник также был фантазером, но он любил наблюдать. Наблюдая за детьми, он нарисовал портрет Аленки. Посмотрите, какое настроение у девочки? Почему вы так думаете? Какие глаза у девочки? Давайте, развеселим девочку. (Дети рассказывают смешинки, стихи).

Тестирование:

         Когда чаще всего отдыхают наши глаза?
а) когда открытые;
б) во время сна;
в) во время гимнастики. 

      Когда надо носить затемненные очки?
а) во время дождя;
б) во время ветра;
в) в солнечную погоду. 

       Можно ли размахивать палкой?
а) можно;
б) можно, но тупой;
в) нельзя. 

 

ТЕМА: «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»

 

Программное содержание: уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств. Учить понимать значение определенных частей тела: рук, ног, головы, туловища. Понятно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать желание вырасти сильными и здоровыми.

Ход беседы.

1) В гости пришла кукла Маша и принесла картинки с изображениями своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предложить найти различия, подвести к выводу: у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе).

2) Вопросы:

-  что можно делать ногами, в какие игры играть?

-  что делают руками?

-  почему руки называют первыми помощниками?

-  для чего нужны уши?

-  от чего нужно беречь глаза?

3) Рассмотреть фотографии детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста.

Побудить прийти к выводу:  чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.

 

ТЕМА: «ЧТОБ СМЕЯЛСЯ РОТОК, ЧТОБ КУСАЛСЯ ЗУБОК»

 

Цель: учить детей ухаживать за зубами.

Ход беседы.

Воспитатель: хорошо пережевывать еду может тот человек, у которого здоровые зубы. Расскажите детям о том, как растут зубы, как выглядит здоровый зуб и как больной, что бывает с зубами, если за ними не ухаживать.

Наши зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами плохо ухаживать, то этот твердый материал может не выдержать. Объясните, что на зубах постоянно образуется зубной налет – мягкий, липкий, почти невидимый слой. Показать его несложно. Попросите детей вымыть руки, затем предложите им ногтем осторожно провести по поверхности зуба сверху вниз. Объясните: белое вещество на ногте и есть зубной налет; если мы не будем заботиться о наших зубах, бактерии, которые живут в этом налете, начнут разрушать зуб. Это и будет очень неприятное заболевание – кариес.

Как вы думаете, что нужно делать, если есть больные зубы?

Если вы обнаружили на своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы лечить своевременно, то и боли при лечении не будет.

А как можно еще назвать зубного врача? (Стоматолог). А нужно ли ходить к стоматологу, если вам кажется, что ваши зубы здоровы? Даже если зубы не болят, то все равно их нужно показывать врачу: а вдруг он заметит самое начало заболевания зуба? К зубному врачу обязательно нужно ходить два раза в год. Тогда зубы всегда будут целыми.

А что еще нужно делать, чтобы зубы не болели? Вот главные правила: полощи зубы теплой водой после каждого приема пищи; чисти зубы утром после завтрака и перед сном; не ешь очень горячую и очень холодную пищу; ешь поменьше сластей; никогда не грызи твердые предметы.

Зубы нужно чистить только своей щеткой, которую следует хранить в чистоте, хорошо промытую, в специальном стаканчике ручкой вниз.

 

ТЕМА: «ГДЕ НАЙТИ ВИТАМИНЫ?»

 

Программное содержание:  познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Закрепить понятие о пользе фруктов и овощей. Воспитывать культуру еды.

Материал:  Карлсон (игрушка); баночка квашеной капусты; сухофрукты на тарелках – на каждого ребенка; лук, чеснок.

Ход беседы.

Воспитатель: сегодня к нам в окно залетел удивительный человечек. Угадайте, кто это?   «Смешной человечек на крыше живет. Варенье он любит, конфеты и мед».

Дети: Карлсон!

Воспитатель: (выставляет на стол куклу – Карлсона). Конечно же, Карлсон. Но мне кажется, что он какой-то грустный, вялый.

Карлсон: здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Карлсончик, дорогой, что случилось, почему ты такой печальный?

Карлсон (грустно): Да что-то настроения нет, не хочется мне ни озорничать, ни хулиганить. Хочется все время спать, лежать на своем любимом диванчике. Я даже не хочу со своим другом Малышом гулять по крышам!

Воспитатель: а кушаешь ты с аппетитом?

Карлсон нет у меня аппетита! Я даже банку варенья не могу съесть – не хочу и все!

Воспитатель: так, все ясно! У тебя, дорогой Карлсончик, нехватка витаминов.

Карлсон: а что такое витамины?

Воспитатель: витамины – это вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет, становится вялым, слабым, грустным – таким, как ты сейчас.

Карлсон:  а где же я возьму витамины?

Воспитатель:  давайте попробуем помочь Карлсону. Мы ведь знаем, что очень много витаминов…. Дети, где?

Дети: В овощах, ягодах и фруктах!  

Воспитатель: но когда овощи и фрукты долго хранятся, витаминов в них становится меньше. Где взять витамины весной?

Дети: можно вырастить на подоконнике свежую зелень, например лук.

Карлсон лук? Да я ел один раз – горький, невкусный, да еще в носу щиплет и слезы текут.

Воспитатель: в луке есть вещества, которые защищают человека от болезней. Есть даже такая поговорка: «Лук от семи недуг».

Карлсон: надо же, какой он полезный. Теперь вы отгадайте, что это: маленький, горький, луку брат.

Дети: чеснок!

Карлсон: да, угадали. А он тоже полезный?

Дети рассказывают о пользе чеснока.

Карлсон: я понял, понял! Теперь буду есть только лук и чеснок.

Воспитатель: Карлсон, нет такого продукта, который содержал бы все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и каши, и овощи. Отгадайте загадку.

Что за скрип, что за хруст?  Это что еще за куст?

 Как же быть без хруста,  если я ……..

Дети:  капуста!

Воспитатель: знаешь, Карлсон, в капусте до конца зимы сохраняется много витаминов. Много их и в квашеной капусте. Попробуй, она очень вкусная и полезная. Раньше моряки, отправляясь в дальнее плавание, обязательно брали с собой бочки с квашеной капустой. Угощает Карлсона и детей квашеной капустой.

Карлсон: о-о.... Я чувствую, что сил у меня прибавилось. И настроение стало лучше! Я-то ел чипсы, торты, пил газировку, не знал, что бывают продукты полезные и необходимые.

Воспитатель: много витаминов содержится в сухофруктах.

Карлсон: знаю, знаю. Сухофрукты – это изюм.

Воспитатель: и не только. Давайте поиграем.

Дети и Карлсон пробуют на вкус сухофрукты и отгадывают,

из каких фруктов они приготовлены.

Карлсон: спасибо, у меня уже очень хорошее настроение! Полечу на рынок, куплю лук, чеснок, овощей, фруктов и конечно, сухофруктов.

Карлсон благодарит детей и улетает.

 

ТЕМА: «О ПОЛЬЗЕ ВИТАМИНОВ, И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ ЧЕЛОВЕКУ?»

 

Программное содержание: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.

Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели. Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.

Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?

И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Прежде всего витамин  А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.

Второй витамин  В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.

Третий это витамин  С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина  С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.

Четвертый витамин D – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.

И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.

А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам.

Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин.

Воспитатель:  ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E). Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?

 

ТЕМА: «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»

 

Программное содержание:  формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Ход беседы.

Воспитатель: сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Знатоки», где вы должны будете ответить на вопросы о правильном питании. Занимайте места за круглым столом. Давайте с помощью считалки узнаем, кто первым начнет вращать волчок.

Дети вращают волчок, берут карточку, воспитатель читает вопрос, дети отвечают на него.

 Викторина «Знатоки».

-  сколько раз в сутки нужно принимать пищу?

-  какой режим питания у нас в детском саду?

-  какие каши самые полезные?

-  назовите самые витаминные продукты.

-  что надо есть, если хочешь быть сильным?

-  почему пищу надо пережевывать тщательно, большие куски глотать нельзя?

-  какие блюда на завтрак готовят вам наши повара?

-  какие блюда на обед готовят наши повара?

-  какие блюда на полдник готовят наши повара?

-  какие блюда на ужин готовят вам родители?

Дидактическая игра «Что это?»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и перечисляет названия продуктов, ребенок произносит обобщающее понятие и бросает мяч обратно.

*      конфета, печенье, зефир – это сладости;

*      кефир, сыр, йогурт – это молочные продукты;

*      буханка, батон, булочка – это хлебобулочные изделия;

*      котлета, колбаса, ветчина – это мясопродукты;

*      капуста, картофель, морковь – это овощи;

*      яблоко, банан, апельсин – это фрукты;

*      малина, клубника, черника – это ягоды.

Воспитатель: ребята, мы сегодня много говорили о питании, вспомните правила правильного и здорового питания:

  надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и фрукты)

- есть надо не много, переедание вредно для организма;

-  пищу нужно хорошо прожевывать;

перед едой нужно всегда мыть руки с мылом;

- не забывайте полоскать рот после еды;

-  во время приема пиши не нужно разговаривать;

- нужно завтракать, обедать и ужинать в одно и те же время, тогда наш желудок привыкнет приниматься за работу в определенные часы, и пища будет перевариваться быстрее и приносить больше пользы;

-  нужно помнить, что овощи и фрукты самые витаминные продукты.

Воспитатель: что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?

 

ТЕМА: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

 

Программное содержание:  развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.

Ход беседы.

1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Вопросы:

-  какой из мальчиков вам больше нравиться?

почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?

-  а другой мальчик кому-нибудь понравился?

-  почему не понравился?

-  какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?

-  что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?

Воспитатель: ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?

- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.

Хожу, брожу не по лесам, А по усам, да волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и у мышей. (Расческа).

 Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ).

 Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло).

Воспитатель: молодцы! Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д.

2) Предложить выучить чистоговорку: «Мама Милу с мылом мыла»


ТЕМА: «ВРАЧИ — НАШИ ПОМОЩНИКИ»

 

Программное содержание:  познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить детей не бояться врача, самому оказывать помощь; закрепить понятие ценности здоровья, желание быть здоровым; развивать наблюдательность.

Оборудование: карточки с изображением врачей; медицинские инструменты.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам отгадать загадку, чтобы понять, о чем сегодня мы будем говорить. Загадка:

Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плач – Как лечиться, знает (врач)

Воспитатель: верно, это врач, мы с вами поговорим о наших помощниках – врачах. Это очень важная и необходимая работа. Если бы не было врачей, люди бы часто болели и могли умереть от разных болезней. Врачи бывают разные. А сейчас я проверю, каких врачей знаете вы (предоставлены карточки с изображением врачей).

Как называется доктор, который лечит детишек? (ответы детей)

Как называют врача, который лечит зубы? (ответы детей)

Врач, который лечит уши, горло и нос? (ответы детей)

Доктор, который лечит глаза? (ответы детей)

Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.

«Угадай, чей инструмент?»

У меня на столе лежат несколько предметов, которые принадлежат докторам: терапевту, окулисту и лору. Ваша задача определить хозяина этих предметов (играют два игрока, стоят трое детей переодетых в докторов, игроки вручают каждому доктору свой инструмент).

Воспитатель: дети, а каких еще вы знаете медицинских работников? (Ответы детей). Верно. Давайте отгадаем загадки о том, что нам нужно делать, что - бы не болеть и о наших помощниках.

Хоть ранку щиплет он и жжёт, отлично лечит — рыжий… (Йод)

Для царапинок Алёнки полный есть флакон… (Зеленки)

Никогда не унываю и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины… (А, В, С)

Очень горький — но полезный! Защищает от болезней!

И микробам он не друг – потому что это - (Лук)

Не везёт сегодня Светке  -  врач дал горькие…(Таблетки)

Чтобы не был хилым, вялым, не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке, делай каждый день… (Зарядку)

Объявили бой бациллам: моем руки чисто с… (Мылом)

Спала, чтоб температура вот вам жидкая… (Микстура)

Воспитатель: ребята, вы молодцы! Я надеюсь, что вы будете беречь свое здоровье и все – же, как можно меньше болели и обращались к врачу.


ТЕМА: «НЕ ИГРАЙ С БРОДЯЧИМИ ЖИВОТНЫМИ»

 

Программное содержание:   разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными для жизни и здоровья; учить заботиться о своей безопасности, воспитывать любовь к животным.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадки:
«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).
«Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается» (Собака).

Воспитатель: иногда, когда вы играете во дворе своих домов, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.

- А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных. Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

Воспитатель: давайте представим, что у нашего подъезда жалобно мяукает котенок. Что делать?

Воспитатель: послушайте стихотворение.

Мяукает у дерева незнакомая кошка, налью молока я бедняжке немножко.

Но трогать руками котенка не буду, что мама сказала,

Зверей не бери, от них мне поверь, легко заразиться. Придется в больнице долго лечиться!»
Воспитатель: запомните ПРАВИЛА!

    не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.

     не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.

    не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.

    если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.

    не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.

    не целуйте  животных (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)

    не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);

    не подходите к ним сзади.

    не будите спящих животных.


 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога