Консультация для педагогов

 Тема: «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства. Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам, не зная своих корней, традиций своего народа. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и башкирским традициям и промыслам; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Она направлена на то, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, поверил в свои силы и способности, научился взаимодействовать с педагогами, сверстниками, умел понимать и оценивать их чувства и поступки. Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек (гендерный принцип), а также возрастным особенностям детей, периодически изменяется, постоянно обогащается. Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров, которые доступны детям. В группах используются следующие центры развития: 

- центр патриотического воспитания; 

- центр краеведения;

 - национальный уголок;

- центр художественно

 – эстетического развития; 

- театрализованный уголок; 

- центр ряженья; 

- музыкальный уголок; 

- физкультурный уголок; 

- центр чтения. 

Требования при создании предметно-игровой среды: Достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность. Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности. Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины». Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, экскурсии, праздники, походы. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Таким образом предметно - развивающая среда является неотъемлемой частью дополнением в воспитании гражданина, важно правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу. с русскими народными сказками, потешками, прибаутками. Развивающие и дидактические игры: по ознакомлению детей с транспортом, животными, растениями и т. д.

 ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства. В уголке должны быть: Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Россия», «Москва - столица нашей Родины», «Мой родной город». Иллюстрации: с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края. Куклы: мальчик и девочка в национальном костюме. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Развивающие и дидактические игры: по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д. Книги: с русскими народными сказками, потешками, прибаутками. Иллюстрации, фотографии: с изображением народных и государственных праздников. 

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о родном городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре. В уголке должны быть: Государственная символика России, города Краснодар: флаг, герб, текст гимна. Портреты президентов России Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», «Россия», «Мой родной город», «Наша армия». Иллюстрации: с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края, транспорта, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники. Куклы: мальчик и девочка в национальном костюме. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Развивающие и дидактические игры: по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д. Книги: с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.Иллюстрации, фотографии: с изображением народных и государственных праздников. Картотека народных подвижных игр. 

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. В старшей и подготовительной группах формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят: со столицей России, родным городом, флагом и гербом, с географическим расположением, с какими государствами граничит наша страна. Рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины, о достопримечательностях и истории нашего города. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей, музыкантов, художников и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре. В уголке должны быть: Государственная символика России, город Краснодар, районов Республики Крым - флаг, герб, текст гимна. Портреты президентов России, Республики Крым Карта России, карта Республики Крым, карта Сакского района, глобус. Куклы в национальных костюмах. Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой город», «Москва - столица нашей Родины», «Россия», «Наши великие соотечественники» (писатели, поэты, художники и др.), «День Победы», «Наша армия», архитектурные памятниками России. Наборы открыток: «Русский быт», «Национальная кухня». Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Книги: с русскими и башкирскими народными сказками, былинами, легендами, потешками, прибаутками. Иллюстрации, фотографии: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города. Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города). Развивающие игры: по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д. Различная познавательная и художественная литература: об Армии, роли армии в годы ВОВ. Иллюстрации: с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники. Родословные древа детей. Картотека народных подвижных игр. Красная книга России.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога